Стихосложение - способ организации стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе.
В основе всякого стихосложения лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые между собой
стихи с характерной стихотворной интонацией. Стихосложение бывает трех степеней сложности:
а) тексты, не имеющие иной организации, кроме членения на стихи - свободный стих;
б) тексты, к организации которых обычно добавляется дополнительная: строки стихов упорядочиваются,
уравниваются (точно или приблизительно, подряд или периодически) по наличию тех или иных звуковых элементов;
в) системы стихосложения, основанные на нескольких признаках:
чаще всего одновременно упорядочивается общее
количество слогов и расположение слогов определенной высоты, долготы или силы на определенных позициях слогового ряда.
"Сильное" и "слабое" место - в стихосложении, чередующиеся
слоговые позиции в стихе, образующие его "метр".
Так в силлабо-тоническом стихосложении используется упорядоченное расположение безударных и ударных слогов в стихе:
на сильных местах метра располагаются фонологически ударные, на слабых - безударные слоги.
Стопа - повторяющееся сочетание сильного и слабого места в метре, служащее единицей длины стиха.
Основные метры силлабо-тонического стихосложения:
Ямб - стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха:
"Мой дядя самых честных правил…".
Хорей - с сильными местами на нечетных слогах стиха:
"Ветер по морю гуляет…".
Анапест - образуется трехсложными стопами с сильным местом на третьем слоге
(а на начальном слоге строки часто используется сверхсхемное ударение):
"Там, в ночной завывающей стуже…".
Дактиль - образуется трехсложными стопами с сильным местом на первом слоге стопы:
"Вырыта заступом яма глубокая…".
Амфибрахий - образуется трехсложными стопами с сильным местом на втором слоге:
"Не ветер бушует над бором…".
Расположение мест и возможное количество стоп:
- ямб (сС) 4,5,6 /2-4-6-8-10-12 уд. cлог/;
- хорей (Сс) 4,5,6 /1-3-5-7-9-11/;
- анапест (ссС) 3,4 /3-6-9-12/;
- дактиль (Ссс) 3,4 /1-4-7-10/;
- амфибрахий (сСс) 3,4 /2-5-8-11/.
|